В мае 2012 года известный эволюционный биолог Ричард Докинз и Роуэн Уильямс, архиепископ Кентерберийский, в Оксфорде обсудили вопросы эволюции, генетики и теорию мультивселенной. Почти через год, в феврале 2013, они встретились вновь, но уже в Кембридже, определив при этом тему своих дебатов, как «Религия не имеет места в 21-м веке».
Эти дебаты показывают не только высокий уровень интеллектуального спора, но и то, что представителям религии есть, что сказать современным ученым. По мнению большинства присутствующих на февральском споре, его выиграл именно представитель церкви. Атеисту Докинзу не удалось убедить присутствующих в том, что религия не имеет места в XXI столетии.
Введя сегодня на книжном сайте Amazon словосочетание «Theology and Science», «Science and Religion» можно найти много литературы, повествующей о точках пересечения естественных наук и религиозного опыта. Развитие интернета в наши дни бросает вызов традиционным формам благовестия и призывает разрабатывать альтернативные возможности достижения иноверцев посредством информационных технологий. Социальные сети и персональные блоги становятся более популярным «местом встречи», чем молитвенные дома и христианские семинары. Так называемая Emergent Church с распростертыми объятьями принимает любое технологическое новшество и подстраивает свое служение под изменяющуюся культуру, в том числе и технологическую ее составляющую, своего общества. Процесс глобализации и попытка построить очередной Вавилон, заставляет задуматься о mission Dei в условиях современных империй. В своих последних статьях миссиологии пересматривают евроцентричность современного мира и говорят о смещении богословского «экватора» в сторону стран Африки и Азии. Постколониальные социальные теории, подхваченные богословами бросают вызов эксплуатации, политической и экономической зависимости, территориальному преимуществу и крайнему национализму. В миссиологии появляется целая наука называемая «Urban Ministry», которая объясняет философию построение современных городов в которых живет большинство населения мира. Как ни странно, но даже такие вещи, как назначение тротуаров, прямолинейность или изогнутость улиц, расположение строений, протяженность или компактность города влияют на то, какой должна быть миссия. Современная культура супермаркета указывает не только на потребительское отношение прихожанина к церкви, но и на то, что христианская проповедь Евангелия должна быть не отстраненной от реальной жизни, но быть ответом на волнующие общество вопросы.
Все это говорит о том запросе, который существует у человека живущего в постсекулярную эпоху. Этот запрос заключается в том, чтобы ответить на вопрос относительно того, как представители религии, в нашем случае христиане, должны оценивают роль прогресса и как быть с вызовом, бросаемым естественными науками христианскому учению. Должна ли церковь отвергнуть науку, как нечто враждебное, и оставаться в средневековой тьме? Или она должна принять науку со всеми ее данными, полученными эмпирическим путем и погрузиться при этом в крайний либерализм и явный релятивизм? Неужели для нас не осталось никакой другой альтернативы?
Бывший епископ англиканской церкви Джон Робинсон назвал свою книгу, в которой он совместил взгляды одних из самых прогрессивных богословов своего времени — Тиллиха, Бультмана и Бонхёффера — «Быть честным перед Богом». Однако сегодня мы нуждаемся в другой, не менее важной книге, которая бы называлась «Быть честным перед собой». Как пятьдесят лет тому назад, так и сегодня, вопрос понимания Бога, человека, космоса и еще ряда других вопросов требует серьезного переосмысления. Толчком к этому должна стать та технотронная ситуация, в которой очутился современный исследователь сакральных текстов и богословских доктрин. В такой ситуации уже нет возможности игнорировать современные достижения науки, прикрываясь словами о том, что наука пускай занимается своим делом, а религия будет заниматься своим. Слова кардинала Барония, который еще во времена Галилея сказал, что «Библия учит нас тому, как попасть на небо, а не тому, как оно устроено» конечно же актуальны, однако сфера интересов отдельно взятого человека всегда выходит за рамки Писания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий