пятница, 18 июля 2014 г.


Имя Лютера связано с поворотным пунктом в истории нового времени, имевшим очень важные последствия. Даже если сам он не считал себя «реформатором», но все дело, зародившееся в тиши монашеской кельи, неразрывно связано с его именем. Эпоху Реформации невозможно понять без Лютера. Любая дискуссия о Реформации, которая привела пусть не к первому, но зато к самому значительному расколу в западном христианском мире, неизбежно вызовет спор о личности и, деле Лютера.


Историк Реформации Генрих Бёмер однажды заявил: «Существует столько же Лютеров, сколько книг о нем». Лютер обрел в церковном гетто священное почитание и не похож на того, кем был в действительности.

Любые дискуссии о Лютере выходят далеко за пределы его личности. Вне зависимости от того подходят ли к нему с церковными или политическими, общеисторическими мерками, суждения о нем охватывают всю гамму оценок: от одобрения до отрицания. Для одних он — реформатор, для других — разрушитель единства церкви; одни считают его человеком, стоящим у истоков нового времени, другие средневековым горланом и типично немецким упрямцем. Один лишь взгляд на историю образа Лютера, столь богатую на диаметрально противоположные оценки, подтверждает это.

Комментариев нет:

Отправить комментарий